Быстрозамороженные полуфабрикаты.   

       Есть хочется всегда! А вот готовить порой нет времени и желания. Тогда на помощь приходят пельмени или котлеты из морозилки. Но ассортимент домашних полуфабрикатов может быть гораздо разнообразнее. Категория товаров, которая не только не утратила прежние позиции из-за экономического кризиса, но и набрала обороты — это быстрозамороженные полуфабрикаты. Замораживать можно не только пельмени и котлеты, но и пироги, фаршированные блины и даже бульоны для супов.  На руку производителям сыграло и ухудшение материального благосостояния людей. Количество потребителей, которые отдают предпочтение товарам низкой ценовой категории, резко возросло.

Причины повышенного спроса на рынок быстрозамороженных полуфабрикатов в России

  • Низкий ценовой сегмент продукции. Потребитель в кризисные времена все чаще выбирает товары с невысоким ценником. Поэтому рынок замороженных продуктов продолжает развиваться;
  • Долгий срок хранения. Возможность запастись впрок полуфабрикатами по низкой цене — важный фактор для принятия решения о покупке;
  • Отсутствие консервантов. Большинство замороженных готовых продуктов изготавливаются без консервантов. В таком виде продукт все еще сохраняет полезные свойства;
  • Быстрота приготовления. Для того чтобы приготовить обед или ужин из готовых замороженных продуктов их достаточно положить в микроволновку или духовку, на кастрюлю или сковородку. Время приготовления обычно не превышает 30 минут.

Для объективности стоит отметить, что некоторые продукты не подходят для замораживания. Например, кабачки, огурцы и другие водянистые овощи. После разморозки из них вместе с влагой уходит практически весь вкус. Листья салата теряют текстуру, а сырой картофель приобретает неприятный привкус.

 

 

На чем основана технологии быстрой заморозки? Технология быстро-замороженных полуфабрикатов и готовых изделий предусматривает механическую и тепловую кулинарную обработку сырья, порционирование, фасовку и упаковку готовых изделий, замораживание. Термин «быстрое замораживание» подчеркивает кратковременность процесса замораживания, в частности быстрое прохождение зоны максимальной кристаллизации влаги в продукте в интервале температур —1.. —5 °С. В промышленных условиях готовые изделия замораживают при температуре — 30…—35 °С в течение 1—5 ч до температуры внутри продукта—18 °С. Консервирующее действие замораживания основано на сочетании низкой температуры с превращением подавляющей части влаги в твердое состояние — лед, что в значительной степени замедляет биохимические и микробиологические процессы, благодаря чему полуфабрикаты и готовые изделия могут храниться несколько месяцев. Однако при замораживании микроорганизмы только замедляют свою жизнедеятельность, но не погибают, поэтому после размораживания блюда и полуфабрикаты не подлежат хранению. От места производства и складирования до места реализации должна быть организована непрерывная «холодильная цепь» — перевозка рефрижераторным низкотемпературным транспортом, хранение при низких температурах, не допускающих размораживания.

Рынок быстрозамороженных продуктов в России быстро и оперативно отвечает на запросы потребителей. Ассортимент быстрозамороженной продукции зависит в пер­вую очередь от национальных традиций, спроса, активности продвижения на рынок, а также развитости холодильной цепи от сырьевой базы до домашней холодильной и тепловой техники. За рубежом быстро замораживают главным образом зеленый горошек, шпинат, коренья, стручковую фасоль, черную смородину, землянику и др. В группе быстрозамороженных готовых блюд и кулинарных полуфабрикатов первое место занимают изделия из теста, особенно пицца и различные мучные изделия (кнедлики с начинкой, русские пельмени). Среди рыбных изделий значитель­ную долю на рынке составляет филе. Но стоит иметь ввиду, что замораживать и размораживать еду нужно уметь. Чем холоднее блюдо перед отправкой в морозилку, тем лучше. Если продукты подвергались термической обработке, рекомендуется сначала остудить их при комнатной температуре, затем подержать в холодильнике и только потом замораживать. Размораживать следует в обратной последовательности: достаём блюдо из морозилки, кладём на поддон и отправляем в холодильник на 10–12 часов. Медленное оттаивание позволяет продуктам впитать потерянную при заморозке влагу. Так максимально сохраняется вкус. Но, если нет времени, можно воспользоваться функцией размораживания в микроволновой печи. Для хранения еды в морозильной камере используют вакуумные пакеты, пластиковые и стеклянные лотки. Мешки с zip-замками удобны, когда не обязательно поддерживать форму блюда: они существенно экономят место в морозилке. Пластиковые контейнеры можно брать с собой на работу, в них удобно разогревать обед в микроволновке, а стеклянные лотки идеальны для готовки в духовке, так как не нужно перекладывать блюдо из посуды в посуду.

      

Если же говорить о маркетинге в продажах быстрозамороженных полуфабрикатов, то здесь нам есть чему поучиться у западных производителей. Во-первых стоит отметить просто великолепный подход к сегментации рынка продукции. Так, например, широкое   распространение за рубежом получила дифференци­ация замороженных блюд по целевому назначению: повседнев­ные обеды, блюда праздничной кухни, ужины для одного-двух человек  или целой семьи, еда для тех, кто не может пользоваться столовой в течение дня, специальные наборы для отдыхающих за городом, блюда, соответствующие требованиям определенных лечебных диет, и др. Во-вторых нам стоит обратить особое внимание на упаковку нашей продукции. Например в других странах упаковка имеет не одну — рекламную – функцию, а несколько. Упаковка быстро замороженных продуктов предназначена прежде всего для защиты продукции от негативного воздействия внешней среды: запахов, солнечных и УФ-лучей, пыли, влаги. Обязательное требование — герметичность и высокие защитные функции. Однако помимо основных функций упаковка несет и важные маркетинговые задачи. Она должна выделяться на фоне аналогичных брендов. Слепые тесты демонстрируют, что потребителю сложно не на вкус отличить, а просто по упаковке, например, блинчики с творогом, трех разных брендов. Сами замороженные продукты не очень привлекательны, но правильное изображение готового блюда на упаковке вызывает у покупателя аппетит и желание совершить покупку. В этой связи упаковка должна быть яркой, красочной и подчеркивать статус продукта. Промышленный дизайн упаковки в России и за границей похож, но среди иностранных упаковок есть яркие примеры, которые могут быть нам интересны. Исследования в США показали, что удобная и красивая упаковка увеличивает объем продаж на 60-130 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок быстрозамороженных полуфабрикатов динамично развивается и в дальнейшем будет развиваться. В конкуренции победит качество и объективная рыночная цена.